• Меандр как элемент орнамента

    Комментарии к записи Меандр как элемент орнамента отключены

    Меандр как элемент орнамента известен с верхнего палеолита (Бибикова 1965). В интересующее нас время он, вместе с шевроном, получил наибольшее распространение в неолитических культурах Тиса, Винча и Бутмир Центральной Европы. На керамике Варфоломеевской стоянки шеврон является одним из основных элементов орнамента, тогда как меандр использовался исключительно при гравировке кости. Сложные выгравированные композиции, включающие кроме меандра зигзаг, треугольники и прямоугольники, находят поразительное сходство в орнаменте керамики перечисленных культур Центральной Европы, особенно, керамики культуры Тиса Венгрии (рис. 5, 1-6). Особенно показательно совпадение некоторых элементов варфоломеевских гравировок с резным орнаментом на антропоморфных статуэтках и жертвенных столиках этой же культуры Тиса (рис. 5, 9-10; Археология Венгрии 1980: рис. 193-195, 216-217, 219-220).

    Поиски истоков меандрового орнамента именно в среде неолитических культур Балкано-Дунайского региона вполне возможны. Культурные контакты, начиная с неолитического времени осуществляемые опосредованно, через культуры степной полосы Восточной Европы, орнаментальные аналогии с которыми перечислены выше, привели к установлению связей Балкано-Дунайского региона с Поволжьем, что способствовало очень раннему проникновению металла в местную культурную среду хвалынского и позднего орловского населения. Феномен появления раннего металла в хвалынской культуре практически одновременно с возникновением Балканского металлургического очага пока не находит объяснения (Черных, Орловская 2010).

    Проблема связей западных земледельческих культур и восточных скотоводческих в раннем энеолите обсуждается давно и относительно хорошо разработана. Т. Г. Мовша приводит пример, когда отдельные трипольско-кукутенские общины входили в несколько систем межплеменного обмена как с носителями скелянско-стоговской линии культурного развития, так и тисаполгарско-го круга (Мовша 2000: 41). Вероятно, эти культурные связи простирались и далее на восток, выстраивая возможную цепочку Тисаполгар-Триполье-Кукутень-скелянско-среднестоговское насе-ление-хвалынское население, которая функционировала продолжительное время. Здесь уместно отметить, что и среди варфоломеевских гравировок есть змеевидные (рис. 1, 6, 9), выделяющиеся из общего геометрического стиля и в какой-то мере сопоставимые со змеевидными орнаментами на трипольской керамике (рис. 4, 23-24) (Черныш 1982: табл. LV, 16, 18).

    Posted by admin @ 4:05 пп