• В работе предпринята

    Комментарии к записи В работе предпринята отключены

    В работе предпринята попытка анализа изобразительного декора второго серебряного сосуда из кургана Ошад (рис. 1, 1). Ранее был произведен разбор принципов композиционного построения изображений на первом из двух серебряных майкопских сосудов, найденных в кургане Ошад. Ключевым для всей композиции на первом сосуде признавался мотив шествия животных (Кузин-Лосев 2010). Мотив шествия присутствует и на втором сосуде. Особенность изображения на данном предмете состоит в ритмичном повторении шествующих животных разного видового состава: пятнистый кошачий хищник (гепард), козел (или горный баран), бык-тур, птица (Кореневский 2001: 47).

    Шествие животных несет, пусть и в такой своеобразной манере, как хоровод зверей, смысл замкнутого пространства, обладавшего положительным значением, а ритм, как структурообразующее начало, превращается в видимое выражение «порядка». Сам порядок передается через активную фазу действия, динамическое состояние животных. Внутреннее пространство словно очерчивается звериными телами, проводящими некую защитную границу. На сосуде показано священное, дивное место, удивительное по своей сути, потому что дикие животные, антиподы в реальном мире, оказываются объединенными в общем хороводе. Изображенное демонстрируется как некий акт, направленный на выделение «священного».

    Общий смысл изображенного на майкопских сосудах из кургана Ошад сводится к значениям, связанным с опоясыванием пространства. Для мифологизированного сознания существовала известная неразделенность вещи и человека, при которой характеристики вещи переносились на человека, закрепляясь за ним. Вещь как атрибут, как определенный знак для сознания древнего человека, еще не отделена от людей. Знаки на майкопском сосуде идентифицировали владельца сосуда как субъекта, проводившего священную черту. В древнем мире подобной функцией обладал один человек — царь-жрец. Царь являлся гарантом и воплощением социального и космического порядка в мире; в такой функции царь превращался в спасителя и защитника людей, всего мироустройства. Значение «спасение» способно было передаваться множеством синонимических по значению образов. Одним из выражений сакрального круга могла стать процессия, в т. ч. изображение шествующих друг за другом диких зверей. Поэтому смыслы, группированные вокруг царя-спасителя, вполне способны реализоваться посредством изображения кругового хоровода зверей.

    Единая для обоих майкопских сосудов тема «шествия» в каждом конкретном случае получила достаточно оригинальную трактовку. Ключевым в выстраиваемой смысловой системе для первого сосуда был образ разорванного шествия.

    Posted by admin @ 4:06 пп